IPB Style© Fisana

Перейти к содержимому


1.

Тактика врача: "Ничего не делать".


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Svetlana

Svetlana

    Академия

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 10 505 сообщений
  • Имя:Николаева Светлана
  • Город:Зеленоград, 6 р-он.

Отправлено 13 июля 2024 - 15:15

Врачу, для того чтобы ничего не делать (не назначать пациенту ненужного лечения и бесполезных процедур) - нужно иметь для этого соответствующие знания.
Передовой, грамотный (имеющий знания врач) не будет назначать пациенту ненужного лечения - в отличие от врача безграмотного (отсталого). Передовой, грамотный врач - это конечно же приверженец доказательной медицины.

Пост на эту тему опубликовал врач-педиатр Роман Шиян, ведущий приём в клинике доказательной медицины "Докдети".
Цитата: "В целом, нет ничего удивительного в медицине, что чем больше мы узнаем, тем больше мы можем позволить себе чего-то не делать."

Доктор Шиян прокомментировал вопрос-комментарий родителя маленького пациента.
Вот вопрос: "Не заметили ли вы, что есть некая тенденция в современном врачевании, когда очень-очень многое, в чем были раньше убеждены, оказывается сомнительно? Теперь многое считают за норму. Или выясняется, что тактика лечения была совершенно бесполезной…".

Ответ-комментарий Романа Шияна:

"Да, именно так это и работает. В медицине чтобы чего-то не делать, необходимо знать намного больше, чем для того чтобы чего-то делать. Это работает как на уровне всей медицины, так и на уровне конкретных врачей и клинических ситуаций. Понимаю что это может казаться контринтуитивным. Несколько примеров.

Пример 1

Допустим у нас 100 человек заболели некой болезнью. Мы знаем, что у 99 человек из 100 эта болезнь пройдет самостоятельно и без лечения, но у 1 из 100 без лечения разовьются серьезные осложнения. На этом этапе нам придется лечить всех 100 человек, чтобы избежать серьезных осложнений у одного из них.

Далее, мы узнали как заранее определять этого 1 человека из 100, которому без лечения суждено развить серьезные осложнения. Таким образом, мы приобрели возможность спокойно не лечить остальных 99 человек.

Пример 2

Врач знает что причиной кожных высыпаний бывает пищевая аллергия. На этом этапе оптимальная стратегия «видишь сыпь — рекомендуй гипоаллергенную диету».

Далее врач узнал ещё несколько десятков или сотен разновидностей детских сыпей, которые не связаны с пищевой аллергией, и научился их определять. На этом этапе врач приобретает способность более чем в 99 случаев из 100 у детей с кожными высыпаниями не рекомендовать такую диету.

Далее врач узнал что не бывает «аллергии на всё», а также больше узнал о диагностике и естественном течении пищевой аллергии. На этом этапе он приобрел способность не рекомендовать даже и этому 1 человеку из 100 диету с исключением всего подряд, а только с исключением одного-двух-трех продуктов, да еще и строить планы на последующее введение этих продуктов в рацион ребёнка.

Пример 3

Из старых клинических руководств мы знаем, что ребёнок «должен» сидеть в 6 месяцев и ходить в 12 месяцев и тех кто так не делает, надо считать нездоровыми и каким-то образом их лечить.

Далее кто-то специально для нас набрал большое количество здоровых детей в исследование и выяснил, что в 6 месяцев на самом деле самостоятельно сидит только около половины детей, и нет ничего необычного в приобретении навыка самостоятельного сидения к 9 месяцам, а также что в 12 месяцев самостоятельно ходит только около половины детей, и нет ничего необычного в приобретении навыка самостоятельной ходьбы к 17 месяцам.
( WHO Motor Development Study: windows of achievement for six gross motor development milestones - PMID: 16817682 ).

На этом этапе мы внезапно приобрели возможность считать почти половину детей здоровыми и не мешать их семьям спокойно жить и радоваться родительству.

Пример 4

Интуитивно кажется логичным, что если ребенок не умеет ходить, надо поставить его в ходунки, чтобы он быстрее научился это делать. И ранее даже врачи могли рекомендовать делать именно так.

Но вот кто-то для нас выяснил, что дети в ходунках не только не научатся быстрее ходить, но могут и, наоборот, приобретать навык самостоятельной ходьбы в более позднем возрасте, да ещё и их использование было связано с риском получения серьезных травм.
(см. https://vk.com/topic...637198_51920503 ).

И теперь мы можем спокойно не рекомендовать родителям пользоваться ходунками.

Можно продолжать до бесконечности. В целом, нет ничего удивительного в медицине, что чем больше мы узнаем, тем больше мы можем позволить себе чего-то не делать."

Источник: канал "Занудная педиатрия - Роман Шиян" - во всемирно известном мессенджере.

Паблик "Доказательная медицина" — просветительский
интернет-ресурс, материалы которого приносят пользу и врачам, и пациентам.
https://vk.com/wall-136637198_164354




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

2.
*