Уроки с ребенком делать не надо!
#1
Отправлено 06 декабря 2015 - 16:10
— Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?
— У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.
— В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.
— Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?" И это правильно.
— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника.
Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.
— Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.
И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с поводка.
— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.
Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.
Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?
Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.
Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…
Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.
Как избежать ненужных жертв учебе? Как сохранить мир в семье и одновременно сделать так, чтобы ребенок хорошо учился?
#2
Отправлено 06 декабря 2015 - 16:17
+T -
— Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.
— БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.
— Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой – закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.
— Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен – это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.
— КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
— Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.
— Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя – свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.
— ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок – это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.
— Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками – проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее – не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.
— НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.
Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.
Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета.
А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.
— КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.
— Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?
— Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?
— ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ – он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.
— Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.
— Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.
— БАРДАК В КОМНАТЕ ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.
— ВОСПИТЫВАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает – существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.
— Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах – у него проблема.
— Если ребенок пытается манипулировать взрослыми – у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.
— В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты – плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»
Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.
— Ребенок должен ощущать, что родители – это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.
#3
Отправлено 06 декабря 2015 - 16:33
#4
Отправлено 06 декабря 2015 - 16:46
Про портфель и подготовку школьной формы полностью согласна с автором. Собирая (помогая собирать) портфель, форму и т.д. мы сами оказываем своим детям медвежью услугу и наше недоверие, когда перепроверяем, все ли ребенок собрал.
Сообщение отредактировал Екатерина: 06 декабря 2015 - 16:48
#7
Отправлено 06 декабря 2015 - 17:35
Сообщение отредактировал Соната: 06 декабря 2015 - 17:34
#8
Отправлено 06 декабря 2015 - 17:58
Или здесь тоже нужно отпустить и как пойдет?
#9
Отправлено 06 декабря 2015 - 18:00
В целом все ровно на меня ложится, основная идея просто супер. Но вот это : не делать, не спрашивать - я понимаю, это точная отдача от зацикленности на оценках. (Третий закон Ньютона). И все же, так сильно зеркалить не надо. Звучит уж очень резко.
Нужно делать уроки,особенно в началке, нужно интересоваться и учебой конкретно. Если бы мои родители не помогали мне с учебой - я бы сама постигала дольше и труднее. Да как и все, думаю. Только пару дней назад вспоминала, как сама через физику продиралась, когда папа умер. Смогла, никуда не делась, но если бы он был в соседней комнате, как раньше - воспоминания были бы другими.
Помогать собирать портфель - надо, и порядок наводить - просто без критики. Не делать совсем, имхо , ничем не лучше.
Интересоваться - надо! Тот же мой папка, который на двойку по литературе меня спокойно спросил - а за что, соб-но. Рассказала. Сразу же стало семейным анекдотом. И никакого невроза.
Учительница литературы была молодой и злой. Ненавидела нас, называла дебилами и пр. Бросала учебники и канцелярию в отстающих. Меня не трогали, я ж отличница. Однажды она была особенно не в духе и вызвав меня, начала орать, что у меня на ответ 20 секунд, т.к. ей надо опросить весь класс. Я подсчитала, что до конца урока при таком режиме она не успеет всех опросить. Озвучила.
#10
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:16
Цитата
А кому это надо больше? Мамам или ребенку? И главное - а зачем это надо?
Ну пусть ребенок разок придет в школу без учебника или дневника или т.д., пусть ему будет стыдно и неудобно. В следующий раз будет более внимательным. Что в этом страшного позволять ребенку что-то забыть и за это самому нести ответственность?
#11
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:38
Соната (06 декабря 2015 - 17:35) писал:
У меня есть примеры когда успешные дети, счастливые когда-то родители не понимают, почему вырастая эти "дети " не могут общаться, жениться, устроиться на работу...
Все глубже как-то оказывается
Соната, а вот у вас же сынуля большой есть. Вам сейчас проще простого оценить себя и дать рекомендации. Никогда не спрашивали детей о их счастье, о себе как о родительнице? Я вот своего 7 ми летнего спрашиваю, но он всегда счастлив)) возраст...
Сообщение отредактировал odyvan: 06 декабря 2015 - 19:46
#12
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:43
odyvan (06 декабря 2015 - 19:38) писал:
У меня есть примеры когда успешные дети, счастливые когда-то родители не понимают, почему вырастая эти "дети " не могут общаться, жениться, устроиться на работу...
Все глубже как-то оказывается
Вот это как раз про бывших отличников, которым постоянно помогали, контролировали и портфель вместе собирали
#13
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:48
Blanca (06 декабря 2015 - 19:43) писал:
Вот это как раз про бывших отличников, которым постоянно помогали, контролировали и портфель вместе собирали
#14
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:50
Ценности в семьях относительно включенности в воспитательный процесс родителей тоже разные! Мне не нравятся такие тексты, потому как они вызывают чувство вины или протеста у тех, кто не подходит под "идеальную" модель. Для меня правда в том, что "идеальной" модели не бывает. Нельзя просто взять все выдержки из текста и применить на себя. Каждая стратегия матери или отца в воспитании - это цепь состоящая из огромного количества факторов. Которые просто так нельзя игнорировать. Поэтому необходим индивидуальны баланс для каждой семьи.
Не так давно, я в фейсбуке цитировала статью этого же Автора, с такими же обличающими интенциями... Дай бог памяти. Нашла, статья называется "Родить для себя". Все тот же обличающий тон в сторону матерей, стратегия которых не совпадает с "Идеальными моделями" представленным автором. Ни какого понимания, ни какого уважения к труду и попытке женщин найти баланс и быть любящими, хорошими матерями для своих детей.
В этой статье, ровно такая же тенденция. Это что-то про автора. Но для некоторых людей - это идеальная возможность, найдя авторитет, следовать ему.
#15
Отправлено 06 декабря 2015 - 19:55
#16
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:03
yaniki, был период, когда мы своего разгильдяя пустили по воли волн )))) В 2-м классе. Сначала был ужас - но буквально через пару недель собрался и опять стал круглым отличником, только уже теперь собственными усилиями.
#17
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:05
Ну и есть дети, кому в принципе нужна помощь и поддержка, и отталкивание с такими детьми ни к чему хорошему не приводит.
#18
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:05
#19
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:08
И - да, детей воспитываю я не одна, а вместе с мужем. А его позиция в воспитании детей отличается от моей значительно. Приходится искать компромисс.
#20
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:24
#21
Отправлено 06 декабря 2015 - 20:25
#22
Отправлено 06 декабря 2015 - 21:09
У меня одна девочка сама все соберет себе и если она не соберет сестре, то сестра пойдет с пустым портфелем. И не потому что сестра не умеет его собирать, а потому что она такая девочка.
Другие задачи у этой девочки.
И чует мое одно место, что это очень надолго
Сообщение отредактировал wisconti: 06 декабря 2015 - 21:09
#23
Отправлено 06 декабря 2015 - 21:17
odyvan (06 декабря 2015 - 19:48) писал:
Вообще ни разу не угадали)) как раз по теме все. Ребенок успешный , сам учится, самостоятельный, активный, любимый. Родители с виду не замороченные... А вырос и куда все делось???
#24
Отправлено 06 декабря 2015 - 21:21
Pupsyatina (06 декабря 2015 - 20:05) писал:
знаете,в моем окружении очень много отличников, и никому портфель не собирали и домашку мы сами делали...С первого класса, и занятий у всех было много дополнительных. Ни разу не видела отличника, за которого мама бы с папой все это делали.
#25
Отправлено 06 декабря 2015 - 21:21
#26
Отправлено 06 декабря 2015 - 21:23
Екатерина (06 декабря 2015 - 21:21) писал:
#27
Отправлено 06 декабря 2015 - 22:15
Вот и опять на первый план выходит компромисс... во всем...
Еще не очень понятны доводы, что детей надо учить собственным примером. Не всем детям это удобоваримо. Некоторым надо повторять, напоминать, заставлять и только со временем количество переходит в качество. И я очень против оставлять ребенка в его комнате с бардаком, лишь бы вещи не были разбросаны где-то еще.
В общем мутная статья)))
#28
Отправлено 06 декабря 2015 - 22:19
А репетиторы - это другое совсем, да? А зачем они тогда, пусть сам дотумкивает, свои трудом.
Больше скажу: к нам домой приходили мои одноклассники, делали у нас уроки, маме моей стихи читали - и получали более высокий балл. Потому что с ними занимались.
Я б прям такой маме руку пожала.
#29
Отправлено 06 декабря 2015 - 22:20
Blanca (06 декабря 2015 - 21:17) писал:
Ну конечно, и такое бывает. Я скорее не о конкретном примере, а о тенденции. Делая что-то за ребёнка, не даём ему развить какие-то качества самому.
Сколько из нас может сказать, что я счастливый, полноценный человек, у меня нет проблем с родителями, мужем/женой, детьми. Я всегда нахожу выход...
Ни один рецепт не будет универсальным, поэтому подобные статьи -способ поднять проблему и поболтать))
#30
Отправлено 06 декабря 2015 - 22:22
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей